«Зимующие птицы» «L»
Цели: уточнять и расширять словарь детей в рамках
лексической темы «Зимующие птицы»;
развивать
слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
развивать
общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
воспитывать
чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: предметные картинки с
изображением зимующих и перелетных птиц; кормушка, дидактическое пособие про
птиц «Что забыл нарисовать художник?», искусственные ёлочки, пенёк, различные
семена, кубик-кости.
Ход занятия
1. Орг. момент
Воспитатель:
Сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те
движения, которые я назову:
В
стороны руки: ими помашем –
Это к
нам птицы летят.
Как они
сядут, тоже покажем:
Руки в
замок и назад.
Полетела
птица-мать
Малышам
жучков искать.
Полетела,
полетела, на … села
(… на
головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д.)
Сбивчивый
момент: воспитатель периодически выполняет не те движения, которые называет.
2.
Сообщение темы
Воспитатель: Отгадайте
загадки:
Чик –
чирик!
К
зёрнышкам прыг!
Клюй,
не робей!
Кто
это? (воробей)
Окраской
– сероватая,
Повадкой
– вороватая,
Крикунья
хрипловатая –
Известная
персона. Кто она? (ворона)
Каждый
год я к вам лечу.
Зимовать
у вас хочу.
Ведь
ещё красней зимой
Ярко-красный
галстук мой. (снегирь)
Воспитатель: О ком мы будем сегодня говорить? (о птицах)
Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются
птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные)
Правильно, перелётные. А почему они улетают?
Ответы
детей: холодно, птицам нечего есть …
Воспитатель: Есть такие птицы, которые зимой находят себе
корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях.
Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели
на улицах нашего города.
На
доске укреплены картинки, изображающие перелётных и зимующих птиц. Воспитатель предлагает
детям по очереди выбрать картинки с изображением зимующих птиц.
Каждому
ребёнку воспитатель задаёт вопрос: Кого ты выбрал?
Ответы
детей: Я выбрал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря,
сороку).
Воспитатель:
Какие птицы остались на картинках на доске? (перелётные)
С доски
убираются картинки, изображающие перелётных птиц, прикрепляются выбранные
картинки, кроме сороки. Показываю сороку. Какая она? (белая грудка, голова,
крылья, хвост – чёрные, хвост длинный).
Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.
Упражнение «Сорока».
ОКА –
ОКА – ОКА –
Где
живёт сорока? (потереть ладони друг о
друга)
ОКИ –
ОКИ – ОКИ –
Не
найти гнездо сороки. (приставить ладони ребром ко лбу, как козырёк, и энергично
растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
ОК – ОК
– ОК –
На,
поклюй-ка колосок! (кулачками провести
по крыльям носа)
КУ – КУ
– КУ –
Попить
лети ты на реку. (раздвинуть указательный и средний палец «вилочкой» и
растирать точки перед и за ушами)
КО – КО
– КО –
А
река-то далеко! (мягкими движениями
ладоней погладить шею сверху вниз)
3. Путешествие в зимний лес.
Воспитатель:
Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное
путешествие-экскурсию в зимний лес и посмотреть, как там зимуют птицы.
Дети
строятся, звучит тихая музыка. Все отправляются в лес.
Воспитатель:
В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не
провалиться в снег.
Воспитатель:
Стойте тихо, смотрите, не спугните птиц. Посмотрите, кто из птиц где сидит?
Ответы
детей:
Ворона
сидит ПОД деревом.
Сорока
уселась НА пень.
Снегирь
клюёт шишки НА ёлке.
Сова
сидит В дупле.
Дятел
стучит ПО стволу.
Воробей
чирикает НА веточке.
Синичка
сидит НА снегу.
4. Динамическая пауза.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами долго гуляем на поляне, замёрзли, давайте погреемся (в это
время картинки птиц убираются):
Как у
наших у ребят
Ножки
весело стучат
Топ-топ,
топ-топ,
Ножки
весело стучат,
А
устали ножки
Хлопают
ладошки,
Хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп
Хлопают
ладошки.
Поиграем
мы немножко
Да
похлопаем в ладошки.
Пальчики
мы согреваем –
Их
сжимаем, разжимаем.
А потом
вприсядочку
Пляшут
дети рядышком.
Книзу-кверху,
раз и два –
Вот как
пляшет детвора.
Воспитатель:
Ну вот и согрелись. Ой, ребята, мы с вами громко играли, спугнули птиц. Давайте
вспомним, каких птиц не стало.
Игра на развитие внимания и памяти «Кого не
стало?»
Ответы
детей:
Не
стало вороны ПОД деревом.
Не
стало сороки НА пне.
Не
стало снегиря НА ёлке.
Не
стало совы В дупле.
Не
стало дятла НА стволе.
Не
стало воробья НА веточке.
Не
стало синички НА снегу.
Воспитатель:
А теперь пора домой. Возьмитесь за руки и пойдём.
5. Дидактическая игра «Кормушка»
Воспитатель:
Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так
холодно ночевать на морозе. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о
них, делают для птиц кормушки.
Показываю
кормушку.
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
(воспитатель
обращается к каждому из детей по очереди)
Ко мне
на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка … (воробьёв), ко мне прилетел
снегирь, а к тебе стайка … (снегирей, ворон, сорок, синиц, сов, голубей,
дятлов).
Покормите
птиц зимой,
Пусть
со всех концов
К вам
слетятся как домой
Стайки
на крыльцо.
Приручите
птиц в мороз
К
своему окну,
Чтоб
без песен не пришлось
Нам
встречать весну.
Воспитатель:
А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами
и т.д.)
Воспитатель:
Правильно. Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.
Это
семена дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.
Это
семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.
Семечки
подсолнуха. Пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
А ещё у
нас есть сало, какая птица любит сало?
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько птичек прилетело к нам на кормушку. (дети бросают
кубик-кости, сколько точек выпало на грани куба, столько прилетело птиц)
Воспитатель:
воробей – Ребёнок: два воробья.
Воспитатель:
ворона – Ребёнок: пять ворон. И т.д.
6. Игра «Картинки-загадки»
Воспитатель:
Ребята, художник рисовал птиц, но работу свою не закончил. Что не дорисовал
художник?
Детям
раздаются карточки с неполным изображением птиц.
Воспитатель:
Чего нет у вороны?
Ребёнок:
У вороны нет клюва.
Воспитатель:
Чего нет у воробья?
Ребёнок:
У воробья нет крыльев. И т.д.
Воспитатель:
предлагает детям сесть за столы и дорисовать картинки.
7. Итог занятия.
Воспитатель:
О ком мы сегодня с вами говорили? Где мы побывали?
Какие
птицы прилетали к нам на кормушку. (ответы детей)
Молодцы,
ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий